Журнал

ВВП № 101

Страна и мир

Инвестиции «на потоке»


Анкара рассчитывает стать важным энергетическим хабом в регионе, и реализация проекта «Турецкий поток» делает эти планы реалистичными


В начале декабря на финишную прямую вышел важный для российского рынка энергетический проект: «Газпром» практически согласовал с турецкой стороной детали «Турецкого потока» – нового газопровода по дну Черного моря. По словам экспертов, проект имеет прежде всего политическое значение.

НЕПРОСТАЯ ИСТОРИЯ


В начале декабря 2016 г. Комиссия по законопроектной деятельности российского правительства одобрила проект закона о ратификации соглашения между правительствами России и Турции по проекту газопровода «Турецкий поток». Как говорится в объяснительной записке к документу, целью законопроекта является создание благоприятной, прозрачной и стабильной нормативно-правовой базы, включая налоговый и таможенный режим, для проектирования, строительства и эксплуатации газопроводной системы в целях обеспечения поставок российского газа в Турцию и транзитной транспортировки российского газа через нее в сопредельные ей государства.

Межправительственное соглашение о «Турецком потоке» было подписано 10 октября 2016 года по итогам встречи президента России Владимира Путина с Реджепом Эрдоганом в Стамбуле. Проект предусматривает строительство двух ниток, мощность каждой из которых составляет почти 16 миллиардов кубометров газа в год.

Одна нитка предусмотрена для поставок газа непосредственно на турецкий рынок, другая – для поставок газа транзитом через территорию Турции в европейские страны. В межправительственном соглашении также определен срок, до которого должны быть построены эти две морские нитки, – декабрь 2019 года. Ранее, 6 декабря, президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган уже подписал закон о ратификации соглашения по «Турецкому потоку». По информации председателя правления Газпрома Алексея Миллера, строительство морской части «Турецкого потока» начнется во второй половине 2017 г. и обе нитки будут введены до конца 2019 года. До того в октябре 2016 г. представители России и Турции в Стамбуле подписали межправительственное соглашение по реализации проекта газопровода «Турецкий поток». Россия и Турция также договорились о предоставлении скидки на газ в рамках обсуждения проекта «Турецкий поток». Как объясняет доцент кафедры международных отношений и внешней политики России МГИМО Юрий Боровский, речь идет о некоем промежуточном, консенсусном варианте, который может устроить всех. «Для России этот проект выгоден и важен потому, что он позволяет нарастить поставки газа не только в Турцию, но и в Евросоюз», – считает Боровский.

Изначально российские власти планировали построить газопровод «Южный поток» по дну Черного моря из России в Болгарию. Однако проект вызывал сопротивление Еврокомиссии. Согласно Третьему энергопакету, одна и та же сторона не может быть поставщиком газа и владельцем инфраструктуры в Евросоюзе. В итоге в декабре 2014 г. российский президент Владимир Путин заявил о повороте газопровода в сторону Турции и запуске «Турецкого потока». Однако в конце 2015 г. после того, как турецкие ВВС сбили российский военный самолет, проект был заморожен. «Газпром» планирует перенести на первую нитку поставки газа, которую поступают в Турцию со стороны Болгарии по Трансбалканскому газопроводу. Этот газопровод проходит через территорию Украины в Болгарию, Румынию и на Балканы. Если новый проект будет реализован в полном объеме, то фактически речь идет о масштабной замене украинского транзита, говорит доцент Высшей школы корпоративного управления РАНХиГС Иван Капитонов. В таком случае украинская газотранспортная система лишится 14–15 млрд кубометров газа в год, которые сейчас транспортируются через нее для Турции. «Пока стороны сосредоточатся на первом этапе – строительстве 1 нитки мощностью 16 млрд куб. м», – говорит начальник управления операций на российском фондовом рынке ИК «Фридом Финанс» Георгий Ващенко. По его словам, вторая часть проекта находится под вопросом и для ее реализации нужно заключить отдельное соглашение.

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ


«Проект строительства газопровода “Турецкий поток” в той конфигурации, что обсуждалась в последнее время, становится все более реальным. Речь теперь, в отличие от первоначального проекта, идет о строительстве двух ниток газопровода мощностью 15,75 млрд кубометров в год каждая», – говорит эксперт-аналитик ГК «Финам» Алексей Калачев. По его словам, одна нитка будет предназначена для потребления Турции, вдвое расширяя прямые транспортные возможности «Газпрома» в эту страну, а вторая (возможно) – для транзита в Южную Европу. «После ратификации достигнутого соглашения турецкой стороной в реальности проекта не остается сомнений», – добавляет Калачев. Более того, для экспорта российских энергоресурсов строительство «Турецкого потока» будет означать диверсификацию маршрутов поставок как в эту страну, так и, возможно, на юг Европы, в том числе и относительно Трансбалканского газопровода, газ в который подается через территорию Украины.

«Налицо сближение России и Турции как в вопросах политики, так и в сфере торгово-экономического сотрудничества. Очевидно, Анкара рассчитывает стать важным энергетическим хабом в регионе, и реализация проекта “Турецкий поток” делает эти планы реалистичными. Для России реализация проекта также важна, ведь уже многое сделано в направлении осуществления этого амбициозного проекта, в том числе и инвестиции», – говорит региональный директор e-Toro в России и СНГ Павел Салас. По его словам, Россия старается диверсифицировать пути экспорта энергоресурсов, наращивая поставки на азиатском направлении, следовательно, и Москва заинтересована в реализации этого проекта. «Турецкий поток» наряду с «Северным потоком – 2» позволит в достаточной степени диверсифицировать направления поставки российского газа к основному в настоящее время для России рынку сбыта – Европе. «Новые трубопроводы позволят снизить риски возможных перебоев с поставками, которые иногда возникали по украинскому направлению, что должно быть выгодно в первую очередь потребителям российского газа», – говорит начальник аналитического отдела ИК РУСС-ИНВЕСТ Дмитрий Беденков. По его словам, снижение логистических рисков сделает более прогнозируемой экономическую основу взаимоотношений с европейскими торговыми партнерами в области поставки энергоносителей, позволит упрочить долгосрочные внешнеэкономические связи с ключевыми потребителями, повысит прозрачность процесса планирования энергетического баланса европейского рынка. В конечном итоге эти плюсы ощутят на себе и потребители, и производители.

Однако другие эксперты оценивают перспективы проекта более скептически. «Чисто экономически проект “Турецкий поток” лишен всякого экономического смысла: трубопровод “Голубой поток” и транзит через Украину для западной части Турции с запасом покрывают потребности Турции в газе. Загрузить трубопровод просто нечем. Турция не располагает такими объемами спроса на газ», – говорит советник по макроэкономике гендиректора «Открытие Брокер» Сергей Хестанов. Впрочем, по его словам, помимо чисто экономических, имеют место и соображения, связанные с надежностью транзита. С этой точки зрения некоторый смысл имеется. «Однако стоимость доставки российского газа через “Турецкий поток”, с учетом амортизации инфраструктуры, будет много больше. Поэтому главный смысл “Турецкого потока” – снижение политических рисков. В этом ключе трубопровод для снабжения собственно Турции наверняка будет реализован», – добавляет Хестанов.

«Сам проект “Турецкий поток” можно разделить на два абсолютно разных проекта. Первый направлен на удовлетворение потребности в газе западной части Турции, которая сейчас по сложному маршруту получает газ из Украины», – объясняет Сергей Хестанов. По его словам, остальные ветки ориентированы на дальнейшие поставки российского природного газа в страны Западной Европы. Однако в развитии именно этой части проекта, по мнению эксперта, Турция не заинтересована. Если в итоге будет построена одна ветка, то проект окажется выгоден Турции, говорит Хестанов. «При реализации проекта Россия усилит диверсификацию своих транзитных газовых маршрутов и повысит свою энергобезопасность», – считает доцент Высшей школы корпоративного управления РАНХиГС Иван Капитонов. Однако, по его словам, вопрос окупаемости проекта остается открытым. Гораздо более перспективным является проект расширения газопровода «Северный поток» по дну Балтийского моря в Германию, говорит Капитонов. В рамках проекта планируется построить газопровод объемом 55 млрд кубометров в год. Однако проект пока не получил поддержку со стороны Еврокомиссии.

Это справедливое замечание: еще один риск для «Турецкого потока» заключается в том, что в условиях заморозки газопроводов в Черном море Россия объявила о расширении «Северного потока» – трубопровода по дну Балтийского моря. В такой ситуации главный риск для проекта, по словам экспертов, – не политические решения, а низкие цены на газ. Цены на «голубое топливо» привязаны к нефтяным, а они находятся на стабильно низком уровне. «Сегодня экономика уже работает не во благо обоим потокам, т. к. стоимость газа на границе с Германией всего месяц назад была на историческом минимуме и вряд ли достигнет максимумов, когда были актуальны “потоки” в Черном море», – говорит Иван Капитонов. По его словам, Южный и Турецкий потоки очень дороги. Например, «Турецкий поток» стоит почти на 2 млрд евро больше, чем активно развивавшийся все эти годы «Северный поток – 2». Газопровод «Северный поток – 2» мощностью 55 млрд куб. м газа в год должен быть проложен по дну Балтийского моря из России в Германию. С учетом первой ветки газопровода объем поставок газа в Германию должен увеличиться в два раза, до 110 млрд куб. м в год. В консорциум по реализации проекта входят, помимо российского «Газпрома», немецкие компании E.ON и Wintershall, англо-голландская Shell, австрийская OMV и французская ENGIE. Впрочем, для начала строительства «Газпрому» предстоит получить разрешения на прокладку у Дании, Финляндии, Швеции и Германии, а также у немецкого регулятора – на подключение к европейской сети газопроводов, предупреждает Алексей Калачев. Кроме того, Еврокомиссия может распространить на этот проект правила Третьего энергопакета ЕС, в таком случае придется получать еще и согласие Брюсселя либо менять конфигурацию проекта, объясняет Алексей Калачев.

ВОЗМОЖНЫЕ АЛЬТЕРНАТИВЫ


Между заинтересованными сторонами до сих пор нет понимания, продлится ли «Турецкий поток» до Европы. В конце октября министр иностранных дел России Сергей Лавров отмечал, что для этого Европейский союз должен дать гарантии реализации проекта. Одним из вариантов продолжения «Турецкого потока» может стать газопровод Poseidon, соединяющий газотранспортные системы Италии и Греции. Алексей Миллер уже обсудил возможности поставок газа в Европу по южному маршруту с генеральным управляющим концерна Eni Клаудио Дескальци.

На сегодняшний день наибольший объем газа из России поступает в Турцию через трубопровод «Голубой поток», проложенный по дну Черного моря. Это первый подобный проект для России: его длина составляет 1213 км, из которых 396 км проходит по морскому дну. Трубопровод «Голубой поток» был построен в рамках российско-турецкого соглашения 1997 г., по которому Россия должна поставить в Турцию 364,5 млрд кубометров газа до 2025 года. Затраты на строительство составили 3,2 млрд долларов. На тот момент у России не было подобных технологий, поэтому свои разработки предоставила итальянская компания Eni, создавшая вместе с «Газпромом» совместное предприятие для реализации проекта. К примеру, газопровод был построен из высококачественной коррозионностойкой стали с внутренним и внешним полимерным покрытием. Операторами «Голубого потока» являются «Газпром экспорт» и турецкая BOTA. В настоящий момент общая мощность «Голубого потока» составляет 16 млрд кубометров газа в год, но в октябре 2014 г. был решено увеличить её до 19 млрд кубометров за счет модернизации компрессорной станции «Береговая» и приемного терминала «Дурусу». Дело в том, что газопровод работает на пределе своих возможностей. В отдельные периоды суточные объемы, поставляемые по газопроводу «Голубой поток», соответствуют уровню его проектной мощности. Это связано с тем, что Турция сталкивается с невыполнением обязательств по поставкам со стороны Ирана, и «Газпром», идя навстречу турецким коллегам, компенсирует эти недопоставки.

Другой путь поставок газа из России в Турцию – Трансбалканский газопровод, или «Западный коридор», который проходит по территориям Украины, Молдавии, Румынии и Болгарии. По сути, именно через этот трубопровод поступает в Турцию половина российского газа, однако его поставки зависят не только от Украины, но и от благосклонности балканских стран, а сама Турция является последней страной в этой цепочке. Сложность заключается в том, что Турции дополнительные 14 млрд кубометров газа не нужны, если продолжатся поставки через Трансбалканский газопровод, идущий по территории Украины. Если Украину исключить из цепочки поставок, то «Турецкий поток» вместе с «Голубым потоком» смогут почти полностью удовлетворить запросы Турции в газе. Более того, помимо российского газа, существенную часть «голубого топлива» Турция получает от Ирана. В частности, в 2014 г. поставки из этой страны составили 10 млрд кубометров, однако поставки постоянно срываются. Так, в июле 2015 г. этот газопровод был поврежден в результате взрыва, затем он был восстановлен, однако напряженность в регионе и различие в политических позициях по Сирии заставляют Турцию сокращать свою зависимость от Ирана.

Алексей ЛОССАН

Турецкий поток


Вернуться