Журнал

ВВП № 102

Экономика

С миру – на старость


Министр труда и социальной защиты РФ Максим Топилин, премьер-министр РФ Дмитрий Медведев, председатель правления Пенсионного фонда РФ Ант

Если правительство удержит темпы роста ВВП на достигнутых уровнях, непонятно, откуда брать деньги на выплату пенсий


Происходящее в пенсионной сфере вызвало масштабную дискуссию среди российской экономической элиты. Как заявил бывший министр финансов Алексей­ Кудрин, ресурсов на выплату пенсий в стране практически не осталось. С такой точкой зрения сразу же не согласились в правительстве. Однако, как отмечают эксперты, пенсионная система действительно находится в глубоком кризисе и требует масштабных реформ.

Недостаток средств


Дополнительных ресурсов на то, чтобы обеспечить пожилым людям пенсии, в стране не осталось, заявил в интервью изданию «Аргументы и факты» Алексей Кудрин, в прошлом министр финансов, а в настоящий момент глава Центра стратегических разработок. По его словам, чтобы выплачивать пенсии в полном объеме, государству потребуется свернуть инвестиции в образование, медицину и дорожное строительство. Позднее он уточнил, что имел в виду, что деньги есть лишь на выполнение существующих обязательств ПФР, но на развитие социальной сферы их не хватает. Кудрин назвал повышение пенсионного возраста в стране необходимой мерой, отметив, что уже сейчас российские пенсионеры получают в среднем 34 % от своей прежней зарплаты, а если ситуация не изменится, эта доля упадет до 25–27 %. Экс-министр финансов напомнил, что в 2016 году власти впервые не проиндексировали пенсии для всех пенсионеров, заменив индексацию однократной выплатой. «Сейчас обсуждается ограничение выплат работающим пенсионерам. Это все – следствие дефицита средств в Пенсионном фонде», – отметил Кудрин.

На вопрос о том, можно ли восполнить нехватку средств за счет других источников, например, путем повышения налогов, глава Центра стратегических разработок ответил отрицательно. Как пояснил Кудрин, за последние семь лет расходы на выплату пенсии выросли на три процента ВВП, то есть приблизительно на 2,5 триллиона рублей в год. «Почти столько же, сколько мы тратим на все образование в стране. Получается, чтобы платить даже нынешние пенсии, нам нужно отказаться от инвестиций в образование, медицину, строительство новых дорог, будущее наших детей», – заключил эксперт. Как объяснил бывший министр финансов, пенсионный возраст повысили уже все страны бывшего СССР, за исключением России и Узбекистана. Экс-министр назвал повышение пенсионного возраста «просто необходимой» мерой, указав на рост продолжительности жизни и увеличение периода активной жизни примерно на 10 лет. «Сегодня человек в 60 лет чувствует себя так же, как раньше в 50», – подчеркнул Кудрин. По его мнению, повышение пенсионного возраста «выгодно прежде всего самим пенсионерам», ведь, отработав на два-три года больше, они смогут рассчитывать на более высокую пенсию.

В Пенсионном фонде России моментально опровергли заявление Кудрина о том, что денег на выплаты пенсий россиянам не осталось. Представители ПФР пояснили, что существует трехлетний бюджет и в нем все расходы на пенсии и социальные выплаты обеспечены доходами ПФР. При этом, как заявил позднее премьер-министр России Дмитрий Медведев, никаких проблем с выплатами пенсий в России не будет, так как необходимые денежные средства есть. «Хочу официально сказать от имени правительства, от имени Пенсионного фонда: деньги на выплату пенсий в полном объеме есть и никаких проблем не будет вообще», – заявил глава правительства в интервью российским телеканалам 30 ноября.

Будучи де-юре внебюджетным фондом, ПФР достаточно дорого обходится российскому бюджету. Так, в ноябре 2017 года Минфин продал Центробанку 1,53 млрд долларов США, 0,96 млрд евро и 0,10 млрд фунтов стерлингов «в целях обеспечения сбалансированности (покрытия дефицита) бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации» – следует из отчета ведомства о состоянии суверенных фондов. За проданную валюту Минфин выручил 163,2 млрд рублей, которые были зачислены «на счет по учету средств федерального бюджета».
По сути, речь идет о чистой денежной эмиссии со стороны Центробанка, что в будущем может привести к инфляции. Таким образом, недостаток средств у Пенсионного фонда заставляет Центробанк включать «печатный станок». Предполагается, что расходы Пенсионного фонда на пенсионное обеспечение россиян в 2018 году вырастут на 279 млрд рублей и составят 7,15 трлн рублей. При этом расходы бюджета ПФР превышают доходы на 106,6 млрд рублей. Исходя из того, что бюджет ПФР дефицитный, индексировать пенсии будут лишь неработающим гражданам. Для работающих они «заморожены» на уровне 1 января 2016 года. Более того, министр труда и социальной защиты Максим Топилин сообщил, что Пенсионному фонду потребуются дополнительные средства из федерального бюджета в размере около 100 млрд руб. на продление программы материнского капитала.

Найти ресурсы


Согласно официальному отчету Пенсионного фонда, в 2016 году 42,9  млн пенсионеров получили 6,5 трлн рублей за год. «Фонд без сбоев произвел все предусмотренные законодательством индексации и направил на пенсионное обеспечение 42,9  млн пенсионеров свыше 6,5 трлн рублей», – уточнил ПФР. Средний размер страховых пенсий, назначаемых по старости в 2016 году, составил 13,17 тыс. руб­лей, а социальной пенсии – 8,56 тыс. рублей. Из бюджета фонда также производились ежемесячные выплаты участникам Великой Отечественной войны, размер которых к концу 2016 года достиг 32,9 тыс. рублей. Размер доплаты для доведения уровня дохода 4,1 млн неработающих пенсионеров до прожиточного минимума составил 99,8 млрд руб. За счет страховых взносов на пенсионное обеспечение было сформировано 54,17% доходов фонда. По итогам 2016 года собрано 4,1 трлн рублей доходов, что на 6,9 % больше, чем в 2015 году, при этом дефицит пенсионного фонда в 2016 году составил 204,5 млрд рублей.

«Средств в пенсионных фондах, конечно, недостаточно, так что слова Алексея Кудрина нельзя воспринимать как лукавство, все так и есть, но, с другой стороны, государство в лице ответственных лиц обещало, что пенсионеры не пострадают», – говорит аналитик ГК «Финам» Алексей Коренев. По его словам, если обещания будут выполнены и средства для выплаты пенсий каким-либо образом изысканы, то и последних в неправде обвинить будет нельзя. «В итоге все оборачивается итоговыми экономическими показателями. Если на выплату пенсий будут направлены существенные бюджетные средства, то мы не увидим обещанного роста ВВП. А если правительство сделает все, чтобы удержать темпы роста ВВП на достигнутых уровнях, то непонятно, откуда брать деньги на выплату пенсий», – объясняет Коренев. Таким образом, перед выборами мы оказываемся в ситуации, когда правительство окажется перед выбором – «или/или».

«Действительно, проблема с нехваткой средств пенсионного фонда существует. Так, по итогам 2017 года дефицит фонда может составить порядка 660 млрд рублей. По проекту бюджета Пенсионного фонда дефицит составит в 2018-м и 2019 годах 177,3 и 167,6 млрд рублей соответственно», – согласен старший аналитик ИК «Фридом Финанс» Богдан Зварич. По его словам, понятно, что эти средства приходится изыскивать из других источников. «Учитывая, что стране грозит старение населения, дефицит бюджета фонда будет только расти, а значит, нагрузка на бюджет в свете поддержки этой статьи расходов будет увеличиваться. Отсюда и разговоры об увеличении пенсионного возраста, а также о новой пенсионной реформе, которая должна позволить гражданам самим накапливать средства себе на пенсию и улучшить качество жизни пенсионеров. И конечно, эти средства могли бы быть направлены на стимулирование экономики через различные программы», – добавляет Зварич.

По данным мониторинга социально-экономического положения и самочувствия населения ИНСАП­ РАНХиГС­, в первом полугодии 2017 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года реальные располагаемые денежные доходы населения сократились на 1,4 %, в то время как реальная заработная плата увеличилась на 2,7 %. Это означает, что рост реальной заработной платы не смог компенсировать сокращение реальных денежных доходов населения. Ранее, в мае 2017 года реальная заработная плата составила 96,1 % от уровня мая 2014 года, при этом реальный размер назначенных пенсий составил лишь 91,9 % от уровня мая 2014 года. Реальные размеры социальных пособий также снижались в отмеченный период, причем еще в большей степени, чем пенсии, падение которых смягчила единовременная выплата пенсионерам в январе 2017 года. Таким образом, снижение в реальном выражении размера пенсий и социальных выплат на фоне роста реальной заработной платы сдерживало возможности для роста реальных денежных доходов населения. Для сравнения, в целом за последние четыре года, в июне 2017 года по сравнению с июнем 2013 года, реальные располагаемые денежные доходы населения сократились на 11,2 %, реальный размер назначенных пенсий – на 7,4 %, а реальная начисленная заработная плата – на 2,9 %. «В структуре денежных доходов во II квартале 2017 года по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года несколько снизилась доля доходов от собственности с 6,5 % до 5,6 % и увеличилась доля социальных выплат с 19,7 % до 20,3 %. В целом по сравнению со II кварталом 2013 года во II квартале 2017 года доля доходов от предпринимательской деятельности в структуре денежных доходов населения остается на очень низком уровне, в то время как доля социальных выплат существенно возросла», – отмечают авторы мониторинга.

Основные сложности


«На самом деле на вопрос, что происходит с пенсиями, 30 ноября ответил Дмитрий Медведев, сказав, что средств на то, чтобы выплачивать пенсии сегодняшним пенсионерам, в ближайшее время бесспорно хватает, и в следующем году пенсии, с учетом того, что ничего катастрофического не случится, будут проиндексированы на 3,7 %, что, скорее всего, выше инфляции. Но это не значит, что нет проблем», – говорит замдиректора Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Юрий Горлин. По его словам, сложностей у пенсионной системы, безусловно, много, так как она нагружена целым рядом не вполне свойственных ей функций. Во-первых, через пенсионную систему дотируется бизнес. «С этим связано несколько аспектов. Первый аспект связан с тем, что бизнес платит взносы по льготным тарифам. Объем дотаций бизнесу превышает 400 миллиардов рублей в год. Второй аспект поддержки бизнеса – система досрочных пенсий. Практически каждый третий пенсионер выходит на пенсию раньше общеустановленного возраста», – говорит Горлин. По его словам, объем затрат на досрочные пенсии превышает 300 миллиардов рублей в год.

Во-вторых, по данным Горлина, система выполняет целый ряд несвойственных ей нестраховых функций. В частичной мере она выполняет функцию социальной защиты, а не страхования от утраченного заработка. Так, например, существует система повышенных пенсий лицам старше 80-ти лет, инвалидам и т. д. «Помимо этого пенсионная система также выполняет функцию, связанную с регулированием демографии, на основе предоставления повышенных пенсий матерям, родившим 5 и более детей. Она служит еще и функцией решения вопросов региональной политики. Например, у нас платят повышенные пенсии в связи с работой на Севере. Таким образом, пенсионная система перегружена не той функцией, которую она должна была изначально выполнять, а именно компенсировать утрату заработка», – добавляет Горлин.

«Когда фонд планово и ежегодно получает из бюджета немалые трансферты для пополнения баланса, речи о достаточности средств в пенсионном фонде, естественно, идти не может – но с учётом, что эти трансферты вполне обыденная статья расходов бюджета, такая же, как все остальные статьи, её размер в общих чертах заранее известен, ситуацию вокруг пенсионного фонда вполне можно рассматривать как находящуюся под контролем», – говорит шеф-аналитик ГК TeleTrade Петр Пушкарев. Поэтому, по его словам, каких-либо неожиданных недостач или проблем с выплатами в ближайшие годы быть не должно. Однако денег на развитие не хватает не по причине дефицита пенсионного фонда, а потому что не сформировано как такового амбициозного прорывного плана быстрого развития, добавляет он.

«Денег на пенсии, согласно показателям заложенного на следующие три года бюджета России, пенсионерам хватит. Им будет производиться начисление с индексацией по инфляции в обязательном порядке, кроме работающих граждан старшего возраста. Эти деньги можно было бы пустить на развитие страны, но все “лишние” деньги из-за боязни перед инфляцией уводятся в резервы», – говорит руководитель департамента аналитики компании «АНАЛИТИКА Онлайн» Глеб Задоя. Поэтому, по его словам, в ближайшие три года правительство будет создавать новую модель развития экономики. «Когда поколение 60-х и 70-х выйдет на пенсию, их начнут обеспечивать немногочисленные потомки и соотношение между пенсионерами и работниками будет около 14 к 10, т.е. взносы 1 работника пойдут на выплату 1 пенсионеру через ПФР», – говорит эксперт. В такой ситуации, по его словам, баланса между расходами и доходами ПФР ближайшие 15-20 лет добиться вряд ли удастся. «Проблему очень сложно решить без радикальных изменений, да и государство решило пойти по мягкому пути – платить пенсии всем, пусть и небольшие. Баланса можно добиться без потрясений путем увеличения зарплат населения, улучшения налогового администрирования и переноса фокуса затрат с прямых выплат на снижение затрат, но все указанные меры не позволят сделать достойную пенсию», – говорит Задоя. Во-первых, по его словам, размер такой пенсии недостаточно понятен самим пенсионерам, а во-вторых, не может человек получать 10 000 рублей в месяц зарплату и откладывать около 7 000 в год на пенсионный счет, а получать от ПФР ежемесячно 7 000 рублей, явно большую часть ему дадут от других пенсионеров или бюджета.

Стратегия выхода


«В настоящее время бюджет Пенсионного фонда России на период c 2017 до 2019 гг. позволяет профинансировать выплату пенсий в полном объеме за счет двух источников: страховых взносов (основной источник) и трансфертов из федерального бюджета», – объясняет профессор кафедры финансов и цен РЭУ им. Г. В. Плеханова­ Юлия Финогенова. Однако, по ее словам, трансферты носят целевой характер и помимо покрытия расходов по выплате пенсий также призваны финансировать иные социальные выплаты (например, обеспечение материнским капиталом, различные социальные доплаты к пенсиям), осуществляемые Пенсионным фондом, где он выступает только оператором. «Помимо этого, наряду с экономическими причинами, существуют и те, что связаны со структурой рынка труда в нашей стране, а также демографическими трендами. Сюда относятся: недостаточная величина страхового тарифа взносов в ПФР для финансирования пенсий; нелегальная занятость, зарплаты в конвертах; нерешенные вопросы со взносами самозанятого населения. Демографические причины: рост ожидаемой продолжительности жизни при достижении пенсионного возраста, что влечет за собой большую нагрузку на ПФР в отношении пенсионных выплат», – говорит Финогенова.

По словам Юрия Горлина, все эти недостатки пенсионной системы обуславливают то, что федеральный бюджет вынужден предоставлять трансферты пенсионной системе. Другой значимой проблемой является усиливающаяся несбалансированность между численностью пенсионеров и работниками, за которых выплачиваются страховые взносы. К середине 2030-х гг., по демографическим прогнозам, эти показатели могут сравняться. «Трансферты в пенсионную систему составляют около 2 трлн рублей, при том что общие расходы на выплату страховых пенсий сейчас составляют примерно 6,4 трлн рублей», – говорит Горлин. Однако, по его словам, этот трансферт неправильно рассматривать как дефицит пенсионной системы. Это просто законодатель установил определенные льготы либо по отношению к работодателям, либо по отношению к отдельным категориям пенсионеров. И, соответственно, раз законодатель установил эти льготы, это естественным образом должно финансироваться из источников, не связанных со страховыми взносами, а именно за счет бюджетных средств, добавляет он.

По словам Юлии Финогеновой, величину трансферта из федерального бюджета можно сократить в той части, которая касается выплат пенсий, однако для этого необходимо найти альтернативный источник финансирования. «Самое очевидное в такой ситуации – повысить тарифы страховых пенсионных взносов, например, за счет вовлечения в финансирование будущей пенсии самих работников», – говорит эксперт. По ее словам, риск такого шага – еще большее падение уровня жизни граждан, рост бедности среди работающих, на фоне продолжающегося уже три года снижения уровня реальных доходов. При этом можно ожидать и положительного эффекта – легализации занятости, поскольку работники будут вовлечены в процесс финансирования пенсий самостоятельно и им станет небезразличен вопрос о том, уплачивает ли работодатель взносы с их фонда оплаты труда или нет.

При этом экономический рост оказывается, по сути, противопоставлен наполнению пенсионного фонда. По словам Петра Пушкарева, для разрешения ситуации необходима федеральная налоговая реформа: настоящие льготы малому семейному бизнесу на этапе становления, стартапам, с почти полным освобождением их от каких-либо налогов и непосильных выплат: многим-то едва хватает и на то, чтобы набрать денег на открытие бизнеса, пусть даже с привлечением и банковских кредитов. «В том числе надо освободить стартапы минимум на пару лет и от выплат в Пенсионный фонд, в медстрахование сотрудников: позволить людям позаботиться о себе, для начала о себе самих», – говорит эксперт. По его словам, впоследствии, когда бизнес встанет немного на ноги, он будет пополнять также налоговую базу государства, пополнять в том числе и пенсионный фонд. «Нужно не играть для этого в перераспределение денег, рассуждая о подъеме пенсионного возраста, а создавать условия для точек роста, инициативы, направлять ее максимально в разумное русло, подсказывать, организовывать софинансирование», – добавляет Пушкарев.

Алексей ЛОССАН


Вернуться