Журнал

ВВП № 102

Общество

«Пациенту нужны точный диагноз и быстрое лечение»


В Москве прошел очередной, уже 8-й Всероссийский конгресс пациентов – пожалуй, важнейшая площадка для обсуждения проблем российского здравоохранения и путей их решения. Перед представителями пациентских ор­га­ни­заций выступила министр здравоохранения Вероника Скворцова, участников конгресса приветствовала советник Президента РФ Александра Левицкая. В интервью изданию «ВВП» о форуме рассказывает его сопредседатель, доктор медицинских наук, профессор Ян ВЛАСОВ.

– Ян Владимирович, для многих удивителен подобный подход к проблемам здравоохранения: обсуждать их силами не тех, кто лечит и выделяет на это деньги, а тех, кто лечится, пациентов?

– То есть именно тех, для кого и существует система здравоохранения. Ежегодный конгресс пациентов существует для того, чтобы обозначить проблемы системы здравоохранения и дать обратную связь с органами власти по решению тех проблем, которые либо не были решены, либо решались неэффективно, либо появились заново. Иными словами, конгресс – это момент коррекции, когда власть слышит реальный голос пациента, универсального получателя медицинской услуги. Таким образом власть может корректировать свои планы на улучшение оказания медицинской помощи.

– Теперь давайте от «универсального получателя услуги» и прочих понятных чиновникам слов перейдем на обычный язык – для простых людей, для пациентов. Для кого существует конгресс? Что он собирается сказать властям?

– Конгресс – это уникальная площадка, на которой собираются три группы граждан. Это пациенты; это представители органов власти, которые занимаются управлением в сфере здравоохранения; это представители бизнеса, которые обеспечивают наше здравоохранение медицинскими препаратами или изделиями медицинского назначения, медтехникой. На нашей площадке каждая из этих групп показывает, насколько она довольна происходящими в здравоохранении процессами; здесь вырабатываются решения, которые должны улучшить ощущения от нашей системы здравоохранения для каждой из этих групп граждан.

– Что в первую очередь обсуждалось на конгрессе?

– Доступность лекарственного обеспечения, в частности, дорогостоящих лекарственных препаратов. Эффективность страховой медицины в системе здравоохранения. Проблема получения групп инвалидности хроническими пациентами. Проблема реабилитации в России. То есть именно те проблемы, существующие пути решения которых традиционно считаются неэффективными.

– У вас нет впечатления, что те проблемы, которые вы назвали, и те проблемы, которые видят граждане, обращаясь в поликлинику по месту жительства, – это несколько разные проблемы?

– На самом деле это те же самые проблемы. Просто граждане видят их там, где живут, на земле, а власти видят проблемы в регулировании отрасли: недостатки в законодательной базе, сложные отношения с финансовыми органами... На самом деле ключевую проблему можно определить как комплекс недостатков, которые не дают возможности довести до гражданина весь имеющийся потенциал системы здравоохранения. Гражданин на своем месте, в своей поликлинике видит огромную кучу недостатков. Потому что система не работает для него так, как могла бы.

– А какова цель, как система должна была бы работать?

– Здравоохранение должно быть качественным, доступным, эффективным. Каждый пациент, имеющий определенные жалобы, должен получать быстрый диагноз и быстрое лечение.

– Бесплатно?

– Бесплатно, согласно Конституции Российской Федерации.

– А это возможно? Исходя из существующего потенциала системы?

– Вполне возможно. Нам не хватает грамотной концепции развития системы здравоохранения. Когда эта концепция будет создана, нужно будет довести до ума законы, нормативные акты, которые регулируют деятельность системы здравоохранения, и в этом случае, я полагаю, не будет проблемы с ресурсами.

– Как вы предполагаете довести решения конгресса до правительства и президента?

– Главные движители конгресса – это пациентские организации, прежде всего Всероссийский союз пациентов. Конгресс пользуется поддержкой Министерства здравоохранения России. Министр здравоохранения принимала участие в половине всех конгрессов, которые проходили. В том числе выступала на брифингах, где получала вопросы от граждан из зала. Значительное участие в конгрессе принимает Минпромторг, который занимается импортозамещением в сфере здравоохранения, поддерживает отечественную фарминдустрию, развитие медицинских технологий. Нам помогает Министерство труда и социального развития, участвует в конгрессе и Министерство иностранных дел. Естественно, участником конгресса является Росздравнадзор. Но и это еще не все. В этом году к нам присоединилась госкорпорация «Росатом»...

– Разве Росатом тоже занят медицинскими услугами?

– В этом году корпорация стала участником программы «Бережливая поликлиника», они ее инициировали, внедряли и об этом рассказали на конгрессе.

– А какие крупные бизнес-структуры примут участие в конгрессе?

– К моему глубокому удовлетворению, в конгрессе приняли участие и отечественные и зарубежные фармпроизводители. Одной из флагманских российских компаний и ежегодным партнером мероприятия является «Натива», специализирующаяся на разработке и производстве лекарственных средств для лечения редких и социально значимых заболеваний. Под брендом «Натива» выпускается более 40 наименований лекарств, большая часть которых входит в «Перечень жизненно важных лекарственных препаратов». Другой пример российской компании, с которой мы сотрудничаем в рамках организации конгресса, – «Герофарм». Из иностранных компаний наиболее серьезную поддержку оказали компании «Рош», «Бристоль майер сквиб», «Санофи», «Тева» и «Новартис». Также следует отметить участие отечественных компаний, производящих медоборудование, в частности Уральский оптико-механический завод, Московский эндокринный завод, а также компании «Верто­леты России».

– Вертолеты?

– А про санавиацию вы забываете? Про медицину в труднодоступных районах? В основном это важно в Зауралье, в Забайкалье, на Дальнем Востоке.

– Кстати, а кто эти граждане в зале, как выбирали делегатов конгресса?

– В этом году присутствовали люди из 65 регионов. Среди делегатов две группы граждан: члены общественных организаций пациентов и члены общественных советов при органах управления здравоохранения в регионах. Они, кроме всего прочего, участвовали в тренингах, где получили дополнительные знания по законодательству, по работе с документами, обменялись опытом работы с органами власти и наметили себе задачи на будущий год по контролю за повышением качества оказания медицинской помощи.

– Какие важнейшие решения приняты на конгрессе?

– Мы провели несколько дискуссионных площадок, круглых столов, на которых приняты соответствующие резолюции. Они могут лечь в основу решения тех задач, которые поставит правительство перед Министерством здравоохранения на будущий год. Прежде всего это федерализация затрат на орфанные, то есть редкие заболевания. Федерализация – означает переложить эту заботу с региональных бюджетов на федеральный. Чтобы вы понимали, насколько наши решения могут быть значимыми. В первой редакции 323-го федерального закона пациенты с орфанными заболеваниями должны были получать лекарства за счет благотворительных взносов. И только усилиями Всероссийского союза пациентов они начали получать лечение за счет средств государства. Пока на региональном уровне: когда стало понятно, что в самих регионах таких денег просто нет, мы начали обсуждать перенос расходов на федеральный уровень. Эти средства запрошены Минздравом у Минфина, есть позитивный ответ, нас поддержала в этом вопросе Государственная Дума. Второй большой вопрос – это повышение участия страховых компаний в обеспечении граждан наиболее полным спектром медицинской помощи. На сегодня страховые компании в большинстве случаев лишь на 60 % могут покрыть затраты медицинских учреждений на пациента. Из тех страховых денег, которые сейчас получает условная больница, 80 % главный врач тратит на зарплату. С будущего года этот процент еще вырастет – значит на лечение пациента остается сколько? 15-20 %. А еще коммунальные услуги больницы, все ее расходы. Это совершенно неприемлемо, эту систему нужно заменить. Сейчас данная проблема не отрегулирована, нужны предложения (такие предложения поступили, к примеру, от ВТБ-страхования. Третья проблема – позиция правительства по вопросу инвалидизации населения. У нас сложилась совершенно отчаянная ситуация: людям, имеющим ограничения физических возможностей, просто не присваивают группы инвалидности, адекватные их состоянию. Растет недовольство населения, ухудшается качество жизни значительного количества людей.

– А почему правительство ограничивает количество инвалидов?

– Правительство пытается выполнять указ президента о снижении инвалидизации населения. Но не улучшая качество помощи этим людям, а просто не давая заслуженную инвалидность. С этой безобразной практикой должно быть покончено. Но и это еще не все. Еще один важный вопрос – организация питания в лечебных учреждениях. Эту тему взял на себя Общероссийский народный фронт в рамках своей программы «За честные закупки». Некоторые лечебные учреждения нарушают ГОСТы, стандарты питания, а питание – это тоже часть стандарта оказания медицинской помощи. В частности, обеспечение витаминно-минеральными комплексами даже в Санкт-Петербурге составляет всего 2 %. А белковыми комплексами – 10 %. Этим нарушается базовый подход к терапии. На этом направлении есть проблема контроля: Росздравнадзор и Роспотребнадзор не могут определить, кто же что контролирует. Одни контролируют медицинские стандарты, другие – закупки пищи, между собой связаны плохо и в итоге не выдают общую информацию: что же нарушено? Нужна межведомственная площадка.
Еще одно важнейшее направление – система онкологической помощи, особенно в части доступности инновационных препаратов. Есть новинки, но по очень высокой цене, и у государства нет возможности эту цену платить. Здесь решение может быть в заключении долголетних контрактов: долголетний контракт может снизить цену препаратов почти на 40 %. Сейчас правительство не пользуется этой возможностью.
Вообще нужно интенсифицировать работу по закупке новых препаратов. Сейчас появляются такие препараты, которые, к примеру, могут вылечить меланому 4-й степени в 70 % случаев. Не улучшить качество жизни – а вылечить!

– Из всех проблем – какую вы бы назвали главной?

– Все главные, но я назову еще одну. Отсутствие системы реабилитации в системе оказания медицинской помощи в России. Это как раз та проблема, которая не позволяет снизить количество людей с инвалидностью. Мы увеличиваем выживаемость, например, за счет сосудистых центров. Но выжить-то они выжили, а с реабилитацией ничего не происходит, и они остаются глубокими инвалидами. И наносят огромный ущерб экономике семьи. И системы помощи нет – есть система социальной помощи, но нет системы реабилитации.




Вернуться