Журнал

ВВП №103

Общество

Не только воодушевлять, но и воспитывать


Президент РФ Владимир Путин проводит заседание Совета по культуре и искусству.В России появится новый основополагающий закон о культуре и культурной деятельности

За последние 25 лет в стране предпринимались неоднократные попытки разработать и принять новый закон о культуре, но всякий раз – неудачно. Иногда саму идею такого ФЗ на корню браковали либералы, опасаясь цензуры и усиления роли государства в столь чувствительной сфере. Иногда категорически против выступали консерваторы, требовавшие четкого и, прямо скажем, не всегда возможного разделения культурных практик на положительные и деструктивные – чуждые для России и российского общества. Теперь в этом затянувшемся споре наконец-то будет поставлена точка­.

Мастера с президентом

В 2018 году в России появится новый закон из числа тех, которые относят к базовым, поскольку они определяют целые отрасли в жизни страны. Речь идет о новом законе о культуре. Не обновленном, поправленном, актуализированном, но старом документе, который был утвержден еще в 1990-х годах прошлого века, а о принципиально новом. За его принятие выступил глава государства на заседании Совета по культуре и искусству, поручив разработку членам Совета.
То есть не депутатам и даже не профильному министерству, хотя его глава – Владимир Мединский – на заседании присутствовал, а самим деятелям культуры. При этом Владимир Путин отметил, что понимает: у членов Совета очень плотный график. Однако проект имеет принципиальное значение для того, как будет организована работа в той сфере, которой они себя посвятили. А изнутри, что называется, виднее, и это станет одной из гарантий того, что закон получится эффективным, всеобъемлющим и действительно работающим. Другое дело, что проект должен пройти через широкое общественное обсуждение – таково одно из требований, выдвинутых президентом мастерам культуры.

Еще одно требование главы государства – четко отразить особенности и специфику культурной сферы и ее значимость для общества. Прежде тема пересмотра сложившегося отношения к культуре исключительно как к отрасли «социалки», оказывающей услуги определенного вида, поднималась уже неоднократно. Теперь отказ от столь узкого подхода назрел окончательно – и уже закреплен в основах государственной культурной политики, работу над которыми завершили три года назад. Осталось отразить этот же принцип в законодательстве и системе управления, в конечном счете радикально обновив госполитику в области искусства.
Именно поэтому речь идет не о поправках (пусть даже существенных) в уже существующую законодательную базу, объективно не отвечающую современным реалиям, а о создании документа с «нуля» – так будет проще заложить в ФЗ идеологическую и воспитательную компоненту, речь о которой пойдет ниже.
Рабочая группа внутри Совета уже оформилась и потихоньку приступает к реализации президентской инициативы. По оценке председателя Совета Федерации Валентины Матвиенко, новый закон может быть принят уже в первой половине 2018 года. При этом она обратила внимание на то, что для начала работы над документом «понадобилось вмешательство президента, напомнившего нам, что пора разработать новый закон, который остро необходим для важнейшей сферы духовной жизни страны».

Задача перед Советом стоит непростая, и его члены отдают себе в этом отчет, намекая на то, что чрезмерно спешить не следует – тут лучше «перебдеть, чем недобдеть».

«Сейчас есть масса пробелов в законодательстве, начиная с того, что не определено само понятие рабочего времени артистов, – заявил, к примеру, в интервью «Известиям» один из членов Совета, ректор Академии русского балета им. А. Я. Ваганово­й Николай­ Цискаридзе­. – Всё, чем живет культура, надо прорабатывать и ставить на нормативную базу. Это очень важно, так как у культуры огромное количество отраслей: музеи, библиотеки, театры... Все вопросы придется регулировать и законодательно определять. Думаю, предстоит очень долгая системная работа».

Впрочем, культура – одна из тех сфер, где крайне важна преемственность, что задает для нового закона определенные рамки. В конце концов, правила регулирования и меры государственной поддержки в области культуры были разработаны еще в императорской России, впоследствии в несколько измененном виде они появились в советском законодательстве, которому в свою очередь наследовал пакет «Основы законодательства Российской Федерации о культуре», принятый в  1992  году и   действующий   по   сию   пору. Те успешные формы государственной поддержки, которые он содержит, должны теперь перейти в новый закон. При этом региональные культурные организации, особенно уязвимые в плане финансирования, должны получить защиту от бездействия чиновников – это еще одно требование, выставленное федеральной властью.

С другой стороны, представляется необходимым защитить деятелей культуры от возможного уголовного преследования за нарушение ряда норм, которые входят в противоречие с реальной практикой хозяйственной деятельности. Например, распоряжение средствами таких мер государственной поддержки, как гранты, возможно только после сдачи того или иного проекта в стадии полной готовности. Если речь идет, например, о спектакле, к которому необходимы соответствующие костюмы и декорации, нужно понимать, что частные подрядчики крайне неохотно работают в долг с перспективой оплаты своего труда только после получения заказчиком (в данном случае театром) гранта в виде живых денег. Такая ситуация зачастую провоцирует разнообразный «схематоз» и фальсификацию финансовой отчетности, за которыми нередко нет умысла обогащения, а есть попытки соответствовать реалиям экономики «на местах».

«Закон создаст удобные условия для законного, открытого и понятного использования тех финансовых средств, которые получают те или иные учреждения. Для творческих людей, занимающих руководящие должности, часто трудно исполнять хозяйственную часть работы, возможно, закон будет регулировать и эту сферу, чтобы не ущемить их положение», – заявила зампредседателя комитета Госдумы по культуре Ольга Казакова. А инициатор закона, то есть сам глава государства, высказался следующим образом:
«Очевидно, что (чиновники) далеко не всегда учитывают специфику сферы культуры, ставят работающих здесь людей порой в двусмысленное положение, и в его корректировке, в  установке понятных, логичных и прозрачных правил финансово-хозяйственной деятельности творческих организаций заинтересованы, безусловно, все – и представители культурного сообщества, и государство».

Сейчас руководители тех же театров действительно вынуждены оформлять подробные отчеты и писать рапорты во всевозможные инстанции – от пожарной до налоговой, что для них является потерей времени, которое можно было бы направить на творческую деятельность.

А о том, что порядок государственных закупок для учреждений культуры необходимо изменить, президент уже заявлял в ноябре – на совещании о поддержке талантливой молодежи и профессиональной подготовке кадров в сфере искусства в Санкт-Петербурге.

Просвещать, направлять, защищать

То, что с инициативой о новом законе выступил лично президент, трактуется в том числе как предупреждение возможным противникам нововведения. «Мы понимаем, что кому-то может быть невыгодно, чтобы те или иные нормы были закреплены законодательно, поэтому важно, что Владимир Путин заявил об этом публично, дав сигнал не только профильным структурам, но и профессиональному сообществу», – заявила, в частности, уже цитировавшаяся выше Ольга Казакова­.

В то, что противников у нового закона будет немало, легко верится хотя бы на том основании, что проект ФЗ «О культуре» был внесен в Госдуму в 2011 году, но дальше этого дело не пошло. Летом 2015 года еще одна редакция была вынесена на общественное обсуждение – и погрязла в спорах. Резко против нового документа тогда выступили консерваторы, в том числе представители РПЦ, усмотревшие в проекте возможность для поддержки радикальных форм искусства, которые они расценивают как подрывание нравственных основ общества и навязывание стране мультикультурализма под видом культурного разнообразия.
Либеральная часть культурных функционеров в свое время торпедировала инициативы о новом законе из-за стремления сохранить старый ФЗ, который считался «демократичным». Другое дело, что через эту его «демократичность» культура воспринималась как чистая деидео­логизированная услуга, хотя есть целый массив того, что называют культурой, но это не услуга в чистом виде, а нечто, что связано с воспитанием и сохранением культурного наследия. Пересмотр такого взгляда на вещи не нравится либералам из-за фантомных страхов перед «государственной цензурой» и «диктатом идеологии».

Для тех, кто помнит советские практики, такие страхи понятны. Но в действующей Конституции РФ прямо запрещены и цензура, и единая государственная идеология. В то же время, выделяя средства поддержки и отрасли в целом, и конкретным творцам, правительство не может не учитывать воспитательной компоненты культуры. А это уже само по себе предопределяет некие рамки того, что государство может и должно поддерживать, оставляя область полностью бесконтрольного творчества частной инициативе и самостоятельной реализации. Так называемому «современному искусству» важен дух провокации, но не всякая провокация есть благо в той мере, чтобы быть осуществленной за государственный счет.

Соответственно, должны быть выработаны правила спора о культуре (которые, разумеется, в любом случае не закончатся никогда). И, уже исходя из этого, права и обязанности государства в том, чтобы культурную деятельность направлять, но не ограничивать. Грубо говоря, культуре нужны новые правила игры, в которой государство также принимает участие, но не как диктатор, а как внимательный спонсор и советник. Не случайно президент на заседании Совета процитировал уже покойного писателя Даниила Гранина, который говорил: «Культурой нельзя руководить, ее надо понимать и нести в себе».

В то же время понятно, что поддержка только «правильной» культурной практики с приговором «сомнительной» к голодному пайку деструктивна. Во всем нужен баланс, и речь, скорее, должна идти именно о мерах дополнительной помощи для неких объективно положительных тенденций. В этом смысле государство готово раскошелиться. Так, объем грантов из федерального бюджета ведущим творческим коллективам в 2018 году вырастет более чем на четверть – до 8 с лишним млрд рублей, а объем финансирования специальной программы «Театр – детям» более чем в три раза – до 700 млн рублей. Еще один миллиард рублей предусмотрен для поиска и поддержки юных талантов, причем речь идет не о разовой акции, а о ежегодно выделяемой сумме.

Помимо расширения трактовки самого понятия культура (кстати, не исключено, что новый ФЗ в связи с этим будет называться не просто «О культуре», а «О культуре и культурной деятельности») с параллельным уточнением некоторых специфических понятий (например, звучат требования уточнить такое понятие, как литература, чтобы можно было отличать оную от сделавшую ставку на провокацию графомании), от нового документа ждут разрешения ряда накопившихся практических противоречий.

Например, нынешнее законодательство не различает федеральную бюджетную поддержку культуры и региональную, что понижает ответственность властей на местах, любящих кивать куда-то наверх и ссылаться на недостаток средств. Кроме того, в ныне действующем законодательстве отсутствует понятие концертной деятельности и не развита тема историко-религиозных мест (то есть та самая воспитательная компонента, имеющая национально-патриотическую привязку). Также в новом проекте должна быть прописана социальная защищенность работников культуры (то самое понятие рабочего времени артистов, о котором говорил Цискаридзе) и доработано положение об их правовом статусе.

Некоторые члены Совета считают, что необходимо проработать и вопрос продвижения культуры России в мире. В этом есть рациональное зерно: культуру можно рассматривать и как товар, приносящий прибыль, так что аналогия с коммерческими предприятиями, которым государство помогает искать новые рынки сбыта за пределами своих границ, вполне уместна.

А вот что вообще не вызывает вопросов, так это ликвидация возможности для сомнительного расходования средств и конфликта интересов, когда люди из сферы искусства заключают договора от имени себя с собственными компаниями. Если бы эти законодательные дыры были закрыты ранее, стране, возможно, удалось бы избежать громких скандалов 2017 года вокруг таких театров, как «Сатирикон» и «Гоголь-центр».

Игорь БУРУНДУКОВ
Вернуться

Спецпроект