Журнал

ВВП №104

Главная тема

Точка зрения: «Новому правительству нужно будет найти и запустить драйвер экономического роста»


Руслан Гринберг, член-корреспондент РАН, научный руководитель Института экономики РАН

Я уверен, что президенту хватит понимания и здравого смысла, чтобы предложить определенные новации для дальнейшего поступательного развития страны.

Руслан Гринберг, член-корреспондент РАН, научный руководитель Института экономики РАН



Здоровое общество, здоровая экономика подразумевают разумный баланс. Если равновесие нарушено, возникают различные негативные варианты. И на всякие плюсы найдутся свои минусы.

Если государство педалирует стабильность, устойчивость системы и не заботится об изменениях, не реагирует на внешние и внутренние вызовы, оно неизбежно столкнется с ситуацией, когда стабильность превратится в застой. И это распространяется на всё – и на политическую систему, и на экономическую, и  на общественную ситуацию, то есть на настроения людей.

Если же безоглядно делается акцент на изменениях, не важно, в какую сторону, то система становится неустойчивой и непонятно, что из этого может получиться. Чаще всего возникает хаос, в результате которого – запрос на «твердую руку» и различные модификации диктатуры.

И тех, и других крайностей в истории нашей страны было с избытком.

Сегодня мы наблюдаем некоторый перекос в сторону стабильности. Для элиты, для правящего класса всё, в общем, складывается хорошо. Несмотря на различные кризисы и трудности последних лет, народ в целом спокоен.

Есть, правда, такая история, скорее всего, апокриф: будто бы 14 июля 1789 года король Франции спросил министра внутренних дел о настроениях в народе и министр ему ответил: «Народ спокоен». Это было до обеда, а после обеда начался штурм Бастилии, и случилась Великая Французская революция.

Нам такая опасность не грозит. Запас прочности очень велик. Однако чрезмерный упор на консервацию всегда мешает развитию.

Если на выборах президента победит Путин, а шансы у него очень хорошие, то именно он как президент будет определять политический и экономический курс страны как минимум на следующие шесть лет.

Я уверен, что президенту хватит понимания и здравого смысла, чтобы предложить определенные новации для дальнейшего развития страны.

В принципе, несмотря на санкции и плохое отношение к нам наших зарубежных партнеров, поступательное движение вперед идет мерно и плавно. Очень хорошо складывается ценовая конъюнктура в области наших топливно­сырьевых ресурсов. На них есть стабильный и уверенный спрос.

Правда, никто не знает, что будет дальше, и нельзя бесконечно ехать на нынешних высоких ценах на нефть и газ. Кроме того, пока не хватает экономической динамики, жадности к прибылям.

Тут я хотел бы сделать два замечания. Во­первых, фетишизация такого показателя, как экономический рост, дело неправильное. Ведь плоды, то есть результаты этого роста очень по­разному распределяются в разных странах.

Во­вторых, любопытно, что в России экономический рост и занятость – две не пересекающиеся прямые. Обычно если в государстве безработица не превышает 5 %, то экономический рост обеспечен. Однако в России эти примерно 5 % сохраняются и во время рецессии, и в период экономического бума. Но это никак не влияет на общие экономические показатели. Причина в том, что у нас по­прежнему сохраняется высокий уровень скрытой безработицы, когда многим работникам недоплачивают или они трудятся в течение неполного рабочего дня, но их тем не менее не увольняют.

Эти наши особенности в значительной степени затрудняют анализ и прогнозы в сфере народного хозяйства.

Но в любом случае президенту и новому правительству, которое в соответствии с требованиями конституции будет сформировано после президентских выборов, надо будет обновлять и оживлять государственную экономическую политику. Найти и запустить драйвер экономического роста.

Таким драйвером могут и должны стать транспортно­логистические коридоры. При этом не следует плыть исключительно в фарватере национальных интересов Китая с их Великим Шелковым путем.

Надо прокладывать свой путь. Создавать ГЧП – государственно­частные партнерства. Причем тут важны филологические тонкости. Например, группа Алексея Кудрина, группа Бориса Титова, отдельные министры из нынешнего правительства выступают за ЧГП – то есть частно­государственное партнерство. У них на первом месте стоит частник, который постоянно просит деньги из бюджета.

Не понимаю, какой смысл в таком порядке букв и действий. Всё должно делаться наоборот: государство инициирует проект, выделяет львиную долю средств для его поддержки и делает этот проект «вкусным», привлекательным для частных инвесторов.

Я ратую за связку Европы с Азией. Это важно и геополитически, и экономически, и социально. У нас, как известно, очень большая территория, при этом малонаселенная (и это при не слишком благоприятной демографической ситуации). Эту территорию надо как­то стягивать, словно бочку обручами, чтобы люди могли свободно перемещаться. Нужен мобильный рынок труда. Не все могут переехать в Москву и другие крупные города.

Более ста лет назад Транссиб вывел Российскую империю из экономического тупика. В России практически все всплески экономического роста связаны с крупными стройками – зимняя Олимпиада 2014 года, Крымский мост, грядущий чемпионат мира по футболу. Эти масштабные проекты во многом и обеспечивают экономический рост.

Но, как только строительство очередного объекта заканчивается, сразу же наступает экономическое уныние и вялость. Надо этого не допускать.

Новое правительство должно выработать, определить приоритеты промышленной политики. Для этого надо будет произвести инвентаризацию накопленного индустриально­человеческого потенциала. Это давно уже не делалось, и мы даже не представляем себе, что мы можем довести до ума, а где любые усилия уже бесполезны.

Я бы разделил этот потенциал на три части. Первая – то, что можно интенсивно финансировать, поддерживать всеми имеющимися средствами, чтобы вывести на международный уровень. Вторая – безнадежно отставшая сфера. Там остается только переселять и переобучать людей. Третья – военно­промышленный комплекс. Там не имеет значения эффективность, этот сектор жизненно необходим для национальной безо­пасности.

Что до импортозамещения, то оно не может быть тотальным, нельзя бросаться в крайности. Это сильно повредит нашим потребителям, привыкшим к хорошей жизни. Другой вопрос, что таких потребителей не слишком много, но в любом случае эту ситуацию одним махом не изменить.

Что касается малого бизнеса, о котором тоже не следует забывать, то его главная проблема в другом. Строго говоря, у нас для богатых – примерно для 10 % населения – всё есть. Правда, это «всё» почти полностью импортное, вплоть до самых простых вещей – табуреток или смесителей. И это ненормально. А наш большой бизнес – финансы, банки, топливно­сырьевой комплекс – в малом бизнесе не нуждается, в основном прекрасно без него обходится.

Правительству неизбежно придется решиться на риск. Когда затевается большое дело, вкладываются большие средства, а результата нет – это печальная, но тоже возможная перспектива. Но в нашем случае риск от того, что придется делать что­то новое, гораздо меньше, чем риск от ничегонеделания.


Вернуться